payday loans
Главная
Русский          English

Владимир Викторович Аксенов, летчик-космонавт. Дважды Герой Советского союза.
Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. Детские годы пришлись на период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В 1949 году окончил в селе семь классов и поступил в индустриальный техникум в Касимове. Но вскоре скончалась мать и мальчика забрала к себе сестра матери З.И. Семакина, работавшая учительницей в подмосковном городе Калининграде (ныне Королев). В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум и по комсомольской путевке пошел в Кременчугскую школу первоначального обучения летчиков. В 1955 году окончил школу и стал курсантом Чугуевского военного авиационного училища летчиков, но уже в следующем году оказался уволенным в запас.
В 1957 году пришел на работу в ОКБ-1 к Сергею Павловичу КОРОЛЕВУ. Непосредственно участвовал в создании космических аппаратов, начиная с первого искусственного спутника Земли. В 1963 году закончил Всесоюзный заочный политехнический институт, диплом защищал в ОКБ-1. В 1964 году стал одним из первых сотрудников созданного в ОКБ-1 по инициативе С.П.Королева летно-испытательного отдела, который возглавлял известный летчик-испытатель Сергей Николаевич АНОХИН. В отделе Аксенов руководил летно-испытательной лабораторией, созданной на самолете Ту-104. На самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1200 раз находился в условиях временной невесомости.
В 1973 году зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Первый космический полет совершил с 15 по 23 сентября 1976 года вместе с Валерием Федоровичем БЫКОВСКИМ в качестве бортинженера космического корабля "Союз-22". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 21 час 52 минуты 17 секунд. Свой второй космический полет совершил с 5 по 9 июня 1980 года вместе с Юрием Васильевичем МАЛЫШЕВЫМ в качестве бортинженера космического корабля "Союз Т-2". Во время полета проводились испытания бортовой аппаратуры нового транспортного космического корабля. Была осуществлена стыковка с орбитальным комплексом "Салют-6" - "Союз-36", на борту которого работали Леонид Иванович ПОПОВ и Валерий Викторович РЮМИН. Продолжительность пребывания в космосе составила 3 дня 22 часа 19 минут 30 секунд. За 2 рейса в космос налетал 11 дней 20 часов 11 минут 47 секунд.
После второго полета продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам. В 1988 году ушел из отряда космонавтов и стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов. С 1990 года - генеральный директор НПО "Планета". В 1983 - 1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского Фонда мира. Кандидат технических наук (1981 г.). Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1976 года и 16 июня 1980 года). Награжден двумя орденами Ленина, медалями. Удостоен золотой медали "За заслуги в развитии науки и перед человечеством" (ЧССР). Почетный гражданин городов Рязань, Гагарин, Касимов (Россия).

О книге Владимира Аксенова
«Дорогами испытаний записки конструктора и космонавта -
от первого спутника до наших дней».


Б.В.Гусев. Президент Российской инженерной академии, лауреат Государственных премий.

В наше время появилось много воспоминаний известных людей. К сожалению, они чаще рассказывают о себе и совсем мало об интересных сторонах своей профессии. Такие книги полезны, но не очень интересны. Когда мне Владимир Викторович Аксенов подарил свою книгу на встрече рязанского землячества, я воспринял ее как очередное жизнеописание. К своему удивлению, я ошибся. В документальной авторской книге, безусловно, должны быть страницы из биографии, но в этой они неразрывно связаны с жизнью, с интересными описаниями окружения и, конечно, рассказы о своей профессии – редкой профессии космонавта.
Владимир Викторович нашел правильные слова не только о значении Космонавтики для человечества, но и о человеке, возглавившем практическую космонавтику. Он пишет: «И у нас был свой Главнокомандующий – Сергей Павлович Королев». По инициативе С.П. Королева разрабатывались практически все направления космических программ, в том числе полетов к Луне, Венере и Марсу.
В книге много подробных деталей, к примеру, как по минутам расписан трудовой рабочий график космонавтов. При этом весьма увлекательно представлено комплексное воздействие космонавтики на организм человека, проблемы быта в космосе, поддержка необходимого состава атмосферы и многое другое.
Интересно, что эти вопросы показаны в историческом аспекте. Например, в начале полетов человека питание было в виде соков, пюре, растворов, как правило, находящихся в тубах. Потом на борту установили специальные холодильники и в ассортименте питания появились сублимированные продукты в пакетах, которые заливаются горячей водой, разбухают перед употреблением в пищу, приобретая привычный объем, запах и вкус. В.В.Аксенов описывает курьезы с водой, которая может в невесомости «разбегаться» в виде шариков, и тогда собрать воду и напиться можно только через соломинку. Для меня, например, оказались интересными вопросы гигиены в условиях невесомости, оказалось, что в этой области создан ряд технологических решений. Тем не менее, я решил, что в длительный полет не полечу, даже при условии награждения меня орденом «Герой России».
Автор интересно пишет о профессии космонавта, для которой необходимо не только здоровье, хладнокровность и рассудительность, но и огромное терпение, способность к преодолению препятствий.
В настоящее время существует Всемирная ассоциация участников космических полетов, которая на ежегодные конгрессы приглашает всех, кто летал в космос «для дела, а не для развлечений». Оказывается, за все сорок семь лет полетов в Космос до 2008 года в космических полетах участвовало всего полтысячи человек, из них 21 человек погибли.  Поэтому и здоровью, нервной системе для профессии космонавта «нужна еще способность осознанно идти на риск ради дела».
Мне было интересно читать в книге о человеческом факторе. О людях, которые руководили космическими программами или разделами, об их компетенции и знании дела. Во главе научных и инженерных коллективов стали чаще всего грамотные и знающие специалисты, проработавшие по своей специальности долгие-долгие годы. Все же представляется, что управленец, или менеджер, должен быть известным специалистом с хорошей инженерной подготовкой в вузе, много читающий, много раздумывающий и обязательно часто дискутирующий с первоклассными специалистами своей и смежных отраслей. В.В. Аксенов описывает, как он согласовывал программу космического полета с выходом Человека в Космос у первого заместителя Главкома ВВС маршала Руденко. Маршала, очевидно не очень интересовали подробности, связанные с необходимостью взаимодействия космонавтов со службами сопровождения полетов на земле. Он не хотел понимать, почему космонавты должны 4 часа спать, а 4 часа работать. Для него это было неправильно, так как космонавты будут не выспавшимися, чтобы бодро доложить по возвращению. Он давал им возможность …. спать по 8 часов, не вникая в абсурдность своего предложения.
Когда В.В.Аксенов обращается к офицерам штаба ВВС, что же делать. Они сказали: «Знаешь что, поезжай к себе, если ее подпишет С.П.Королев, то после его подписи никакой маршал возражать не будет». Это и есть авторитет личности, который позволяет работать над любой проблемой, не оглядываясь.
Весьма интересны строки Аксенова о друзьях и товарищах. Естественно, что среди космонавтики, как и в каждой другой профессии, есть первородный грех человечества такой, как зависть. Владимир Викторович, цитируя классиков, тем не менее формулирует свое мнение о друзьях: «настоящий, искренний друг это тот, кто готов не только помочь тебе в твоей беде, но тот, кто может радоваться твоему успеху, своей радости». Хорошо сказано!
В книге читатель может много найти интересного о причинах космических катастроф в наших полетах, о гибели Юрия Гагарина, о программе Королева полета человека на Луну, о внезапной смерти С.П.Королева и ее влиянии на развитие отечественной космонавтики. Мне представляется, что это надо прочитать всем, кто заинтересован в истории отечественной науки.
В завершении моих впечатлений хочу сказать, что  книгу написал человек не только любящий и знающий космонавтику, но человек широкой эрудиции, много раздумывающий о днях прошедших и будущих. Книга написана хорошим литературным языком, без излишних «приседаний» в адрес руководителей, но отдавая им должное.
Уверен, что читатель найдет в книге не только описание профессии, но и более глубокое размышление о будущем Космонавтики.