payday loans
Главная Архив Декабрь 25 Декабря
Русский          English

  
25 декабря 2009 года исполнилось 100 лет со дня рождения доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, "патриарха" отечественной авиационно-космической техники Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, который внес большой вклад в развитие реактивной авиации, создание силовых установок для высокоскоростных самолетов, в разработку и создание крылатых космических летательных аппаратов и авиационно-космических систем. Г.Е.Лозино-Лозинский один из основателей Российской инженерной академии, в  которой он являлся вице-президентом и возглавлял секцию "Авиакосмическая".

     Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 года в Киеве. В декабре 1930 года он окончил Харьковский механико-машиностроительный институт, получив квалификацию инженера-механика по специальности «Паротехника»; был распределен на Харьковский турбогенераторный завод. С 1932 года трудился в Харьковском авиационном институте и Центральном котлотурбинном институте (г.Ленинград).
     В марте 1942 года Глеб Евгеньевич перешел в ОКБ А.И. Микояна. С приходом в ОКБ А.И. Микояна он стал работать над созданием силовых установок (СУ) нового типа. Спроектированная под его руководством форсажная камера с регулируемым соплом позволила начать штурм звукового барьера. На МиГ-17 с двигателем ВК-1Ф в феврале 1950 года впервые в нашей стране удалось достичь скорости звука в горизонтальном полете, а с 1952 года самолеты МиГ-17Ф выпускались серийно. За эти работы Лозино-Лозинский возглавил работы по повышению эффективности СУ вновь создаваемого сверхзвукового самолета МиГ-19. Позднее на смену которому пришел МиГ-21. В апреле 1957 года Глеб Евгеньевич был назначен заместителем главного конструктора ОКБ; за работу над МиГ-21 в апреле 1962 года ему была присуждена Ленинская премия.
    
В 1970 году Г.Е. Лозино-Лозинский был назначен главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31 для ПВО страны. За создание этой машины 3 апреля 1975 года он был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и Молот».
     В феврале 1976 года велась работа над созданием  многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т. Данная система известна как "Энергия-Буран". Разработки по данной системе велись Научно-производственным объединением "Молния" во главе с Генеральным директором - Главным конструктором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским.
   Многогранна деятельность Генерального конструктора. Г.Е.Лозино-Лозинский является не только Генеральным конструктором по должности, он является Генеральным конструктором по существу - творческим началом всех проводимых работ, генератором идей, мастером простых решений сложных вопросов. Разработанное под его руководством семейство самолетов-трипланов (от шестиместного самолета-такси "Молния-1" до сверхтяжелого триплана "Геракл" грузоподъемностью до 500 т) является величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике.
     Г.Е.Лозинский на протяжении длительного времени являлся организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, возглавлял кафедру "Авиационно-космических систем" в МГТУ им.К.Э.Циолковского.
     Заслуги Глеба Евгеньевича высоко оценены двумя Орденами Ленина, Орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской революции, высшим Орденом РФ "За заслуги перед Отечеством" IV степени, многими медалями. В знак признания большого вклада Г.Е.Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики ему была присуждены престижные международные премии имени Зенгера и В.фон-Брауна.
  
Трудно переоценить вклад Глеба Евгеньевича в создание высокоскоростных самолетов, однако во всем мире он известен, прежде всего, как Главный конструктор крылатых космических летательных аппаратов и авиационно-космических систем. Его по праву называли «патриархом крылатого космоса». По образному выражению журналистов Лозино-Лозинский «связал землю, небо и космос».